Автобусы,
троллейбусы
Слово «автобус»
возникло в результате слияния двух слов — авто(мобиль) и (омни)бус.
Омнибус в переводе с латыни означает «для всех». Значит, автобус — это
автомобиль для всех. Первые настоящие автобусы появились в Германии в
1895 году. Их стала выпускать знаменитая фирма «Бенц». Автобусы быстро
начали вытеснять трамваи и троллейбусы, потому что могли двигаться по
любым дорогам. У нас в стране первый автобус был пущен в Москве в 1924
году.
По назначению автобусы подразделяют на городские,
пригородные, междугородные (туристские), местного и общего назначения.
Современные междугородные автобусы, колесящие не только между городами,
но и между странами, снабжены удобными откидными креслами,
кондиционером, туалетом и даже буфетом.
Но самый распространенный, конечно, городской
автобус. Обычно он вмещает 35-40 человек. Его скорость — 70 км в час. А
самый маленький автобус — маршрутное такси, или автолайн — перевозит от
10 до 14 человек.
Трамвай — самый старый изо всех видов городского
общественного транспорта. Его предком была конка — вагончик, который
тянула по рельсам лошадь. Первая сеть конно-железных дорог была
построена в Нью-Йорке в начале 1830-х годов, а 1837 году по ней начал
курсировать паровой трамвай. Электрический трамвай впервые был пущен в
Берлине в 1881 году. В России этот вид транспорта появился сначала в
Киеве в 1892 году, а спустя семь лет и в Москве. Электрический ток тогда
подавался к двигателю через третий рельс, проложенный внутри колеи,
сейчас — по проводу, подвешенному на столбах. Постепенно трамвай
превратился в небольшой городской поезд из одного-двух вагонов. В
1930-1940-е годы трамвай был самым популярным видом транспорта. Его
стали постепенно вытеснять такие более экономичные виды общественного
транспорта, как автобус и троллейбус, не говоря уже о метро. Но и
сегодня трамвай продолжает верно служить, во многих городах строят линии
скоростного трамвая, которые связывают отдаленные районы и пригородные
зоны с центром.
Троллейбус (вид безрельсового наземного городского
транспорта) был создан одновременно с электрическим трамваем. Первый
троллейбус был пущен в 1882 году в Германии, в 1911 году — в Англии, у
нас в стране — в Москве в 1934 году. В 1960-1970-х годах троллейбусы
появились во многих других городах России. Троллейбус стал сразу же
конкурентом трамваю, поскольку был бесшумным и мог быстрее набирать
скорость и лучше маневрировать, чем трамвай.
Электрический ток к нему поступает от пары медных проводов,
подвешенных на уличных столбах. По проводам скользят контакты,
укрепленные на длинных штангах — это позволяет троллейбусу свободно
поворачивать и совершать другие необходимые маневры в потоке машин.
Кое-где троллейбусы стали междугородним транспортом: например, в Крыму
они курсируют между Симферополем и Ялтой. А грузовые троллейбусы
(троллейвозы), кроме электрического, имеют и
бензиновый двигатель,
чтобы можно было отъезжать в сторону от контактных проводов.. |